В Перми живёт женщина, которая 40 лет была водителем скорой помощи. Сегодня ей исполняется 80 лет. Мы бы хотели немного рассказать об Алевтине Ивановне и поздравить её с юбилеем.
Не так часто можно встретить женщину-водителя на спецмашине. Пусть Алевтина Ивановна и не исключительный пример, но крайне редкий точно. Сама она помнит только свою напарницу Ольгу Боргун, с которой начинала работать в скорой. Та тоже сначала была водителем, а потом пошла в руководители и командовала целыми колоннами машин. Слышала ещё о некоторых женщинах, управлявших каретами скорой помощи, но не была с ними знакома. Это было давно. А в 2006 году Алевтина Ивановна сама попрощалась с профессией водителя. Уже здоровье не позволяло. Тогда ей было 63 года.
Алевтина Ивановнаи Ольга Боргун на фоне автомобилей «Шкода»
Об Алевтине Ивановне два раза писали в журнал «Фаворит». Она интересна не только тем, что смогла стать большим профессионалом в традиционно мужской сфере. Помимо этого, она застала целую эпоху в истории пермской скорой помощи. Ей довелось управлять практически всеми машинами, которые менялись на станции в течение 40 лет, начиная с чехословацкой «Шкоды» и заканчивая «Соболем».
Алевтина Ивановна (в центре) с коллегами возле автомобилей «Волга» ГАЗ-22Д
Попасть в скорую помощь было непросто. Тогда не каждый мужчина-водитель выдерживал отбор. Брали преимущественно шофёров первого, то есть высшего класса. Иногда могли взять со вторым классом. А с третьим — только если крупно повезёт. Кроме того, по словам Алевтины Ивановны, большинство её коллег были с техническим образованием. Профессиональный водитель должен был назубок знать устройство машины. Необходимо было уметь самому устранять неисправности. Поломки случались и в пути, а вызвать эвакуатор или увезти машину в сервис было нельзя.
Конечно, сначала Алевтине Ивановне не хватало навыков и теоретических знаний. Да и отношение к девушкам было более предвзятое, чем сейчас. Не стоит забывать и о том, что в те времена автомобили были без гидроусилителей руля. А это значит, что приходилось прилагать немало физических усилий, чтобы поворачивать руль. Тем не менее, Алевтина Ивановна никогда не сомневалась в выборе и любила свою работу.
Ещё в раннем детстве она заметила, что её больше привлекает мужская работу по дому. Вязанию и шитью всегда предпочитала колку или пилку дров, могла починить забор. В 15 лет Алевтина Ивановна переехала из деревни под Кировом в Пермь. Сначала выучилась на маляра, а в 1961 году получила права.
Перед тем, как прийти на автобазу скорой помощи, Алевтина Ивановна успела поработать на почтамте в Перми. Выучилась на шофёра второго класса. Потом на два года уехала в Крым под Евпаторию. Там она работала подменным водителем в совхозе. Управляла грузовиком ГАЗ-51. В основном ей давали самосвалы. Удивляет, как молодая и хрупкая девушка могла управлять большой машиной, но, как говорит Алевтина Ивановна, были молодые, работали с энтузиазмом и не замечали усталости.
ГАЗ-51. На такой машине Алевтина Ивановна работала в совхозе в Крыму.
В совхозе приходилось выполнять разную работу: и воду в цистернах в овчарню возить, и зерно в элеваторы высыпать, и скот перевозить, и доставлять на винзавод виноград. Это была настоящая школа вождения:
— Помню, везешь полный кузов винограда, и вдруг на дороге затор — местные ребята специально перегородят дорогу бочками и сидят в засаде. Притормозишь, чтобы расчистить путь, а эти хулиганы раз — и за виноградом в кузов, — вспоминает с улыбкой Алевтина Ивановна.
Впервые за руль кареты скорой помощи она села в 1966 году. Первый год водила чехословацкую «Шкоду». Потом пересела на санитарную «Волгу» ГАЗ-22Д. С этой машиной у Алевтины Ивановна связано одно воспоминание:
— Однажды мне пришлось самой чинить «Волгу». В двигателе случилась серьёзная неисправность. Я сразу поехала на Стахановскую. Там у нас была яма для ремонта автомобилей. Была ночь, и из сотрудников на месте оказалась только уборщица. И вот я одна сняла коробку передач, взяла сцепление, заменила подшипник. Потом стала всё обратно ставить. А тут одному уже было не справиться. Так пришлось звать на помощь уборщицу. Она помогла поставить коробку на место, и примерно через три часа я уже повезла бригаду на вызов.
Алевтина Ивановна с заведующим гаражом на фоне автомобиля «Волга» ГАЗ-22Д. 1968 год.
И таких ситуаций с Алевтиной Ивановной случалось множество. Неспроста она в 1975 году окончила Кунгурский автотранспортный техникум специалистом технического обслуживания и ремонта автомобиля. Ведь водитель скорой помощи должен быть профессионалом, а водителя-профессионала от любителя отличает глубокое понимание устройства автомобиля. Поломка может случиться неожиданно, и машину может потребоваться чинить на ходу.
А один раз, когда перевозили пациента, у машины чуть не отвалилось колесо, но Алевтина Ивановна вовремя почуяла неладное и устранила неисправность.
Алевтина Ивановна с водителем Александром Печёнкиным у автомобиля «Соболь»
Конечно, не всегда можно справиться одному. Иногда большую роль играет солидарность автомобилистов:
— Мы поехали ночью на вызов в Верхнюю Курью. И прямо на дороге случилась серьёзная поломка — открутились гайки. Следом за нами ехала легковая машина. Водитель предложил помощь и съездил для нас в круглосуточный магазин за гайками. Он нас выручил! — вспоминает Алевтина Ивановна.
После «Волги» почти 20 лет она управляла РАФами (микроавтобусы Рижской автобусной фабрики):
— Как-то мы поехали на РАФе к роженице. Я одно время работала со специализированной акушерской бригадой, — рассказывает Алевтина Ивановна. — У женщины сильное кровотечение. Так мы от «Велты» до первой медсанчасти на бульваре Гагарина домчались за 10 минут! Наверное, сейчас сложно представить, но РАФы были без шипов, а мы везли роженицу по гололедице.
Алевтина Ивановна возле автомобиля РАФ
Последние пять лет Алевтина Ивановна работала на «Газели» и два года возила на «Соболе» 10-ю реанимационную бригаду. Из всех автомобилей, которыми ей довелось управлять, «Соболь» — самый любимый. С гидроусилителем, вёрткий.
Алевтина Ивановна возле реанимационного автомобиля «Соболь»
С реанимационной бригадой нередко приходилось ездить с мигалками и сиреной, но Алевтина Ивановна и в таких ситуациях всегда была предельно осторожна на дорогах. Даже с включённым маячком притормаживала на красный цвет светофора, чтобы убедиться, что её пропускают:
— Если вижу, что пропускают, жму на газ и дальше! Я ведь отвечаю за пациентов и бригаду. Некоторые водители летят, не смотрят, а потом гибнут и врачи, и больные. Случалось такое.
В 2006 году Алевтина Ивановна ушла с должности водителя. Ей было тогда 63 года, но станцию скорой помощи не покинула. Уже 16-ый год она работает вахтёром у въезда во двор на ул. Попова, 54. Здесь находится Центральная подстанция и администрация станции. Алевтина Ивановна следит за порядком, регистрирует всех водителей, кто въезжает на территорию. Её усилиями двор каждое лето украшает множество цветов. Она сама их сажает и поливает, а коллеги помогают ей в этом. Кроме того, она вместе со своими напарниками опекает дворняжку Нику: кормит её, прибирается в будке.
Алевтина Ивановна на вахте (г. Пермь, ул. Попова, 54)
Алевтина Ивановна уникальный человек. В 80 лет она полна энергии и жизнелюбия. Желаем ей здоровья и оптимизма!