Благодаря им в службе 03 открыты дополнительные телефонные линии.
В январе перед Пермской станцией скорой медицинской помощи встала непростая задача — принять огромное одномоментное поступление обращений. Омикрон-штамм вызвал стремительную вспышку заболеваемости.
Самые напряжённые дни пришлись на 27-31 января. Количество звонков возросло в четыре раза по сравнению с началом года. Примерно две трети из них были повторными. Люди не могли дозвониться, потому что все операторы были заняты, и снова набирали 103. Требовалось срочно привлечь дополнительные силы.
В Пермском государственном медицинском университете и Пермском базовом медицинском колледже были сформированы группы студентов для работы на станции. Большая часть была направлена в выездные бригады скорой медицинской помощи — 188 человек от двух образовательных учреждений. Остальные — в оперативный отдел станции, который принимает звонки от населения и передаёт вызовы бригадам. В настоящее время в оперативном отделе трудятся 43 студента 5-го курса медуниверситета и 7 студентов 4-го курса медколледжа.
Вначале студенты прошли курс обучения. В течение трёх дней под руководством заведующей оперативным отделом и старшего фельдшера они отрабатывали навыки приёма вызова и взаимодействия с рабочей системой на специальном тренажёре. И только потом их допустили к работе под контролем заведующей оперативным отделом.
Уже почти две недели будущие врачи и фельдшера помогают принимать звонки. Работают они только в дневное время. Первая группа приходит к 8 утра. Спустя 6 часов им на смену приходит следующая группа, которая покидает рабочее место в 8 вечера. Занятия в университете и колледже для молодых людей пока приостановлены. Тот месяц, что они вызвались помогать станции скорой помощи, будет им зачтён вместо летней производственной практики.
Молодые люди общаются с пациентами, которых переадресуют на станцию операторы «горячей линии» по коронавирусу «122». Кроме того, часть из них замещает заболевших сотрудников, тем самым позволяя обеспечить в бесперебойном режиме работу основных и дополнительно развернутых постов операторов 03.
— Начиная с 1 февраля мы стали выправлять ситуацию, — отмечает заместитель главного врача по оперативной работе Евгений Лесников. — Сейчас через нас в сутки проходит примерно 5-6 тысяч звонков. Показателем работы студентов стало значительное уменьшение количества повторных звонков с одного номера, то есть люди стали дозваниваться с первого раза.
Все студенты впервые оказались в оперативном отделе. Раньше им не приходилось бывать на практике на станции скорой помощи.
— Мы впервые тут, в диспетчерской, — рассказывает студентка 5-го курса медуниверситета Яна Медякова. — Поначалу было очень сложно, но теперь мы более или менее освоились. Старшие товарищи нам помогают. Мы общаемся непосредственно с пациентами. Принимаем вызов и направляем бригаду.
Однокурсница девушки, Ольга Титова, которая тоже вызвалась поработать в оперативном отделе, отмечает:
— Больше половины вызовов, которые мы принимаем, связаны с ОРВИ и коронавирусом. Львиную долю мы передаём в неотложку при поликлиниках. Некоторым пациентам, у кого невысокая температура, мы советуем самостоятельно посетить амбулаторный центр при поликлинике.
У каждого из будущих врачей есть свои планы на профессиональное развитие. Им скоро придётся выбирать специализацию. Кто-то мечтает стать офтальмологом, кто-то дерматовенерологом. Студент 5-го курса медуниверситета Никита Кетов хочет быть неврологом.
— Если бы не эта практика, мне бы вряд ли довелось поработать в скорой помощи. Я хочу быть неврологом, — делится Никита. — Считаю, что мне выпал уникальный шанс. Тем более время сейчас сложное и необычное — пандемия. Мне интересно посмотреть на работу скорой помощи изнутри. Для меня непривычно, что приходится быть очень собранным, быстро оценивать ситуацию. Вот звонят и говорят, что человек при смерти. Надо за долю секунды собраться и всё проанализировать. Ещё сложность вызывает то, что жители часто звонят на эмоциях, некоторые даже кричат и оскорбляют. Приходится общаться с разными людьми. Когда такое случается, я, приняв вызов, на минутку подхожу к окну, смотрю на улицу и успокаиваюсь. Это тоже опыт. Нередко испытываю сочувствие к пациентам. Иногда в конце беседы добавляю «Выздоравливайте!» или ещё что-то такое. Пытаюсь как-то поддержать. Не просто «Вызов принят!» и всё. Людям бывает тяжело и плохо.
По словам Евгения Лесникова, молодые люди уже освоились и хорошо справляются со своими обязанностями:
— Мы признательны руководству ПГМУ и Пермского базового медицинского колледжа, Министерству здравоохранения и самим студентам-медикам за помощь на пике эпидемии. Благодаря им теперь в оперативном отделе на приёме постоянно работают 15-16 диспетчеров, и мы можем быстрее принимать звонки от населения.