Экскурс в историю автомобилей скорой помощи

 

Алевтина Носкова

 

В День водителя, который по традиции приходится на последнее воскресенье октября, мы решили немного окунуться в историю автомобилей скорой помощи

 


Фотографии к этой статье были сняты на улицах Перми. Кареты скорой помощи, которые вы видите на снимках, когда-то ездили по дорогам нашего города, спешили к больным и пострадавшим. Часть из них мы взяли из архива станции. Некоторыми поделилась Алевтина Ивановна Носкова — она 40 лет работала водителем скорой помощи на Центральной подстанции, с 1966 по 2006 годы. Об этом уникальном человеке мы уже рассказывали. Прочитать публикацию можно по ссылке.


Скорая помощь в Перми существует уже больше века — датой создания считается 9 февраля 1911 года. Событие было ознаменовано статьёй в газете «Пермские губернские ведомости». Читателям сообщалось, что «от Надеждинской общины ночью и днём с сего дня при скорой помощи учреждается дежурство врачей и фельдшеров, которые по вызову выезжают немедленно к внезапно заболевшим и пострадавшим, имея при себе медикаменты, инструменты и перевязочные средства».


Самая первая и на тот момент единственная бригада добиралась к пациентам на повозке, запряжённой лошадью. А машины в службе пермской скорой помощи появились в конце 20-х — начале 30-х годов прошлого века, и ездили санитарные фургоны с опознавательной надписью «Скорая помощь. Пермский Здравотдел». Чтобы полностью проследить дальнейшее развитие транспорта скорой помощи, пришлось бы провести большое расследование и издать книгу. Мы прикоснёмся лишь к части истории и начнём с автомобиля ЗИМ (ГАЗ-12Б).



ЗИМ (ГАЗ-12Б)

ЗИМ


Это один из самых старых снимков их архива пермской скорой помощи. ГАЗ-12Б (санитарный вариант автомобиля ГАЗ-12) выпускался с 1951 по 1960 годы. В первоначальной в аббревиатуре ЗИМ была зашифрована фамилия государственного и политического деятеля Вячеслава Михайловича Молотова. Автомобили изготавливались на «Заводе имени Молотова», который в 1957 году был переименован в «Горьковский автомобильный завод». Это было связано с политическими противоборствами, в результате которых государственный деятель оказался в опале.
К слову, наш город с 1940 года назывался Молотов и в 1957 году вернул своё историческое название, а автомобили ЗИМ стали официально именоваться ГАЗ-12. Преимущественно они были служебными и предназначались для партийной и правительственной номенклатуры на уровне заместителей. В частные руки попадали редко, но и простые смертные иногда имели возможность прокатиться в этой машине — серийно выпускались модификации для таксопарков (ГАЗ-12А) и службы скорой медицинской помощи (ГАЗ-12Б).



Skoda 1202 STW

Шкода


На этом снимке автомобиль Skoda-1201. Справа на фото Алевтина Носкова, слева её напарница Ольга Боргун, тоже водитель скорой помощи. На заднем плане здание инфекционной больницы по ул. Пушкина. Как вспоминает Алевтина Ивановна, впервые за руль кареты скорой помощи она села в 1966 году, и её первым автомобилем стала чехословацкая «Шкода». На рубеже 1950-х — 1960-х потребность в медицинских автомобилях пытались покрыть в том числе благодаря импорту.
В Советский Союз поставлялись грузопассажирская и санитарная модификации, имевшие конструкцию 5-дверного универсала.


Аналогичная модель стала главным героем популярного чешского сериала «Больница на окраине города», который был любим и в СССР. Спрос на «Шкоды» сохранялся до середины 1960-х. Последняя партия машин из дружественной страны социалистического лагеря прибыла в 1968 году. Чехословацкие легковушки были вытеснены отечественными автомобилями. И одной из знаковых моделей для скорой помощи стал ГАЗ-22Д «Волга».



ГАЗ-22Д «Волга»

ГАЗ-22Д


За рулём «Шкоды» Алевтина Ивановна работала совсем недолго. Вскоре она пересела на санитарный автомобиль ГАЗ-22Д «Волга». На фото 1968 год. Рядом с Алевтиной Ивановной стоит заведующий гаражом станции скорой помощи. Советский универсал ГАЗ-22 производился серийно с 1962 по 1970 годы и имел различные модификации. Практически все выпущенные автомобили распределялись между таксопарками, торговыми организациями и службой скорой медицинской помощи.


С этой машиной у Алевтины Ивановны связано интересное воспоминание:
— Однажды мне пришлось самой чинить «Волгу». Ночью в двигателе случилась серьёзная неисправность. Я сразу поехала на Стахановскую. Там у нас была яма для ремонта автомобилей. И вот я одна сняла коробку передач, взяла сцепление, заменила подшипник. Потом стала всё обратно ставить. А тут одному уже было не справиться, нужен помощник. Кроме уборщицы рядом никого не оказалось. И она-то мне помогла поставить коробку на место. Примерно через три часа после поломки я уже везла бригаду на вызов.



РАФ-2203

РАФ


РАФ-2203 «Латвия» — легендарный «Рафик» — был самым массовым микроавтобусом в Советской Союзе. РАФы трудились практически во всех отраслях, связанных с перевозкой небольших групп пассажиров. Существовало множество модификаций автомобиля, но чаще всего он сходил с конвейера «Рижской автобусной фабрики» в качестве маршрутного такси и автомобиля скорой медицинской помощи. РАФ-2203 стал официальным транспортом Олимпиады-80 в Москве. Его производство не прекращалось более 20 лет — с 1975 по 1997, вплоть до закрытия фабрики.

РАФ


О том, насколько РАФы были популярны в скорой помощи, говорит эта фотография из нашего архива. Ни одной больше машиной Алевтина Ивановна не управляла так долго, как этой. И, конечно, немало историй она может вспомнить. Как, например, однажды она мчалась по дороге, чтобы врачи успели спасти жизнь роженице, у которой открылось кровотечение. И по сильной гололедице без зимней резины (у РАФов её не было) от бульвара Гагарина до «Велты» доехали за 10 минут!



«ГАЗель» и «Соболь»

ГАЗель


После РАФов настала эпоха «ГАЗелей». Впервые они сошли с конвейера в 1994 году и быстро заполнили дороги нашей страны. В 1998 году был разработан «Соболь». За создание на базе малотоннажных автомобилей «ГАЗель» и «Соболь» нового поколения автомобилей скорой медицинской помощи и внедрение их в практику служб здравоохранения работники «Горьковского автозавода» были удостоены премии Правительства РФ в 2004 году.


«Соболь» у Алевтины Ивановны стал любимым автомобилем — с гидроусилителем, вёрткий. Она работала на нём последние два года, возила реанимационную бригаду.

 

Соболь


Эти машины и поныне остаются востребованными в службе «03», а ГАЗ продолжает разрабатывать и выпускать новые модификации, более современные, комфортные, позволяющие расширить возможности диагностики и лечения пациентов.

 

ЛЕКАРСТВА

Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, применяемых при оказании скорой и неотложной медицинской помощи, определён в Приказе Минздрава РФ №36н от 22.01.2016 «Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладок и наборов для оказания скорой медицинской помощи».

Подробнее о лекарственном обеспечении

БРОСАЙ КУРИТЬ!

Бросай курить

ОБСЛУЖИВАНИЕ ВЫЗОВА

В случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, то есть транспортировка пациента в целях спасения его жизни и сохранения здоровья. Медицинская эвакуация с проведением мероприятий по оказанию медицинской помощи осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи.

Сопровождение пациента осуществляется с разрешения руководителя выездной бригады.

Узнайте больше о правилах приёма и обслуживания вызова

ТЕЛЕФОНЫ «ГОРЯЧИХ ЛИНИЙ» ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ